Для входа на сайт зарегистрируйтесь

Мы социальных сетях

Кто на сайте

Сейчас 15 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Охрана труда

Программа модернизации здравоохранения буксует, почему?

Первое заседание Комиссии по охране здоровья, создать которую при Правительстве РФ предложил в августе Минздрав России, подготовив проект соответствующего постановления Кабинета министров, придется, вероятно, посвятить ходу реализации региональных программ модернизации здравоохранения. Дело в том, что 1 сентября истек срок, на который Минздрав приостановил финансирование 22 регионов, не эффективно расходовавших выделенные им на это средства.

 

 Теперь – время решать: кому из извлекших уроки и поправивших ситуацию субъектов Федерации оставить деньги на модернизацию, а кого лишить их частично или полностью, передав благополучным регионам – тем, кто использует средства хотя бы со средней эффективностью.

 Убийственные цифры

Беспрецедентному шагу Минздрава предшествовало заседание коллегии Счетной палаты РФ, рассмотревшей под председательством ее главы Сергея Степашина результаты экспертно-аналитического исследования «Анализ эффективности использования государственных средств на модернизацию отрасли здравоохранения в 2011 г. и истекшем периоде 2012 г.». Данные, которые привел выступивший с сообщением аудитор Владимир Катренко, простите, просто обескураживают.

 

В прошлом году субъекты Федерации потратили на модернизацию здравоохранения только 177,2 млрд руб., то есть 59,3% от об щей суммы запланированных средств. Это значит, что 121,6 млрд ру б., выделенных на благое дело, остались неизрасходованными. К тому же в 14 регионах смогли закончить не более 30% от намеченного объема ремонтных работ в медицинских учреждениях. Среди «рекордсменов» – Москва, где освоили лишь 9% от выделенной суммы, Калининградская, Тульская, Свердловская области и Кабардино-Балкария – 23-25% средств. В 12 регионах не было завершено строительство ни одного (!) из намеченных объектов.

Причина, согласно выводам аудиторов Счетной палаты, – деньги не были освоены из-за того, что чиновники вовремя не приняли нормативные документы, постоянно изменяли региональные программы, в общем, погрязли в бессмысленной бумажной волоките. Регионы не смогли сбалансированно распределить расходование выделенных им ресурсов и закупали нередко дорогостоящую медтехнику для лечебного учреждения, в котором еще не закончился ремонт. К тому же в спешке приобреталось не то, что было нужно.

Из бумажного болота

Поразмышляем, однако. В России ежегодно проходят диализ 17 300 больных с почечной недостаточностью. «Год диализа для одного из них обходится государству примерно в 1 млн руб. Значит, вся программа диализа стоит сегодня 17,3 млрд руб., – прикидывает вице-президент Научного общества нефрологов России Евгений Шилов. – Разделим 121,6 млрд, выброшенных на ветер чиновниками, на эти 17,3 млрд. В 7 раз больше пациентов можно было направить на диализ! Это чьи-то жизни, попросту профуканные чиновниками. Ведь те пациенты, которым не посчастливилось попасть на диализ, быстро погибают».

Вытащить регионы из этого бумажного болота взялись сначала комиссии Росздравнадзора, а затем и комплексные комиссии Минздрава. Еще бы! Ведь утвержденная стоимость программ модернизации здравоохранения за счет всех источников финансирования составляет на 2011-2012 гг. 623,6 млрд руб., из которых на этот год вы делено, ни много ни мало 324,2 млрд.

Такие проверки, в ходе которых анализируется не только реализация региональных программ модернизации, но и региональные концепции совершенствования системы оказания медицинской помощи, готовность реализовывать единые федеральные порядки и стандарты медицинской помощи, уже осуществлены в Ставропольском крае, республиках Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Калужской, Тульской, Тверской и других областях. Некоторые из них прошли при личном участии Вероники Скворцовой, по словам которой комиссии поработают во всех 83 регионах страны. Причем, по мнению министра, это не только контроль, но и поиск совместно с субъектами Федерации решений и резервов для оптимизации работы.

Это заботит и Президента России

– Чувствуете процесс модернизации в региональном здравоохранении на примере Костромской области? – поинтересовался Президент России Владимир Путин на августовской встрече в Ново-Огарёво с губернатором области Сергеем Ситниковым, представителями общественности, предпринимательского сообщества и сферы здравоохранения региона.

– Оборудование приходит, а работать на нем некому, потому что это человеческий фактор, мы на нем «провисаем», – ответила главе государства заведующая ревматологическим отделением городской больницы Ирина Марусина. – Потому что во главе профессии всё равно стоит человек, особенно врачебной профессии.

И далее состоялся такой диалог:

В.Путин: «А уровень заработной платы в связи с модернизацией возрастает, в связи с новыми стандартами?»

И.Марусина: «В некоторых направлениях, в некоторых специальностях он возрастает, в некоторых он остается на том же уровне. То есть мы получаем меньше, чем в соседних регионах».

В.Путин: «Понятно. Но больше, чем вчера получали, в прошлом году? Рост есть какой-то или нет?»

И.Марусина: «По некоторым специальностям есть – кардиология, пульмонология, хирургия. У нас есть губернаторские надбавки не большие. Но притока кадров нет. Видимо, этого мало, потому что мы, честно говоря, захлебнулись работой, у нас очень много пациентов.

У нас приходит новое оборудование, но мы физически не можем оказать качественную медицинскую услугу. Мы не говорим даже о равнозначной, допустим, в Костроме и в районах области. Я по своей специальности могу сказать, что врачей-ревматологов дальше Костромы у нас нет».

В.Путин: «В ФАПах точно нет, а в районных больницах тоже отсутствуют?»

С.Ситников: «В районных больницах сегодня у нас некоторые доктора имеют по четыре специализации, то есть, по сути дела, универсалы, причем специализации – достаточно узкие. На них сегодня молимся. К сожалению, большая часть из них – уже люди возрастные, близкие к пенсионному возрасту».

Что показали проверки?

А вот в Ростовской области комплексная комиссия Минздрава довольно позитивно оценила работу исполнительной власти по сокращению дефицита медицинских кадров, не преминув заметить, однако, что она должна быть усилена. Побывав в 35 медицинских учреждениях, эксперты рекомендовали предусмотреть в рамках областной долго срочной целевой программы «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2014 гг.» дополнительные меры, направленные на повышение квалификации медицинских кадров, поэтапное устранение их дефицита, а также дифференцированные меры социальной поддержки медработников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.

В Томской области скачок в реализации программы за месяц после решения Минздрава о приостановке финансирования сделан двойной. «Это как раз пример того, что мера была эффективна, потому что заставила руководство регионов обратить внимание на реализацию и удесятерить свои усилия», – заявила, побывав здесь, глава Минздрава.

В числе регионов, успешно справившихся со своими задачами, В.Скворцова назвала также Ставропольский край и Карачаево-Черкесию. Вместе с тем некоторые республики Северного Кавказа вызвали у возглавляемой ею комиссии ряд вопросов, но какие именно, глава Минздрава предпочла пока не называть.

Грубые нарушения в оказании медпомощи и лекарственного обеспечения населения выявила проверка Росздравнадзора в Челябинской области. Так, Минздрав области не определил уполномоченного по качеству медицинской помощи, в регионе не создано отделение паллиативной помощи, не соблюдаются стандарты оснащения медучреждений необходимым оборудованием.

Выяснилось также, что население региона не в полной мере обеспечивается лекарственными препаратами. Были зафиксированы случаи отказа пациентам в выписке льготных рецептов. Выявлены не востребованные препараты на общую сумму 17,7 млн руб., закуп ленные в 2010-2011 гг. Не соблюдаются сроки проведения капитальных ремонтов медучреждений. Простаивает более 1,5 ты с. единиц компьютерной техники, предназначенной для информатизации здравоохранения.

По результатам проверки Росздравнадзор выдал областному Минздраву предписание с требованием устранить до 10 ноября выявленные нарушения. Материалы проверки направлены губернатору Челябинской области и в Генпрокуратуру России.

Органы прокуратуры, впрочем, и сами активно подключились к проверкам исполнения федерального законодательства при реализации региональных программ модернизации здравоохранения. В За байкальском крае, например, только после искового заявления в суд были завершены работы по капитальному ремонту акушерского отделения Петровск-Забайкальской центральной районной больницы. В Туве не использовались аспиратор и операционный стол, приобретенные на средства такой программы, в Бурятии заключались контракты на приобретение радиографических цифровых станций по завышенным более чем на 2 млн руб. ценам. Ряд главных врачей ЦРБ Забайкальского и Красноярского краев привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ за незаконное продление сроков поставок медтехники и выполнения ремонтных работ и т.д.

Пять комплексных комиссий Минздрава России продолжат работу и в сентябре. Так что будем ждать решений по результатам проверок, по смотрим, что станется с «замороженными» средствами региональных программ модернизации здравоохранения.

Тем более что, как заявил, подводя итоги состоявшихся летом в Госдуме России парламентских слушаний о ходе реализации региональных программ, заместитель председателя Комитета по охране здоровья Сергей Дорофеев, «мы не сможем закончить программу модернизации в этом году в силу многих обстоятельств, но совершенно понятно, что она не должна заканчиваться. Это – очень важное и очень ответственное дело, которое поможет в решении проблем. Эти задачи мы будем решать сообща с новым Минздравом и регионами».

Источник: Медицинская газета